«Акционерное общество Проектное Конструкторское Бюро «Интеллектуальные Робастные Интегрированные Системы» осуществляет свою деятельность с 16 ноября 2006 года. До 3 апреля 2017 года Общество было известно, как ЗАО «Интеллектуальные Робастные Интегрированные Системы».
Целью АО ПКБ «ИРИС» – внедрение инноваций в области снижения электропотребления и вибро-шумовых
показателей, повышения качества управления, надежности технического ресурса и эффективности
работы автономных передвижных и стационарных электротехнических комплексов нового
поколения с существенно улучшенными тактико-техническими характеристиками, повышением
энерговооруженности и маневренности. Для достижения поставленной цели в АО ПКБ «ИРИС»
сосредоточена интеллектуальная база, аттестованные стенды и производство обеспечивающие:
Функционально – структурный анализ компонентов автономных передвижных и стационарных
электротехнических комплексов с целью выявления системообразующих связей, алгоритмов
функционирования и взаимовлияний подсистем, тенденций развития и совершенствования
их технических средств.
Анализ и оценку возможностей разработанного математического аппарата и программных
комплексов при исследовании управляемых вентильно-индукторных электроприводов.
Разработку методологии компьютерного проектирования вентильно – индукторных электроприводов
(ВИП) и алгоритмов их управления на базе расчетно–экспериментального определения
параметров электромеханичес-кой системы, имитационного моделирования и процедур многокритериаль-ной
оптимизации.
Разработку новых вариантов структуры системы электродвижения, конструкции и методики
проектирования гребных и тяговых электроприводов на базе вентильно-индукторных машин,
обеспечивающих все требуемые режимы работы. Обоснование обобщенной структуры и разработку
унифицированных конструкций силовых преобразователей и микроконтроллерных систем
управления электротехническими комплексами различной мощности.
Разработку методов анализа и синтеза интегрированных статических преобразователей
комплексных систем управления техническими средствами электротехнических комплексов.
В настоящее время активно ведутся работы по применению вентильно-индукторных реактивных
двигателей для электроприводов хода и бура на самоходном буровом станке СБШ-250МНА-32.
Спроектированы и испытаны вентильно – индукторный электроприводы мощностью: 2000
кВт для прямого (без редукторного) привода гребного вала морского буксира удовлетворяющим
требованиям Морского Регистра России; 750 кВт насоса ГРАТ-1800/67 для применений
в горнодобывающей отрасли.
Целая гамма вентильно-индукторных электроприводов впервые в мире испытаны на полный
назначенный ресурс в жестких механических и климатических условиях на головном образце
дизель - электрической подводной лодки нового поколения: ВИП-1,1 кВт антенны УПВ
(реверсивный) и вакуумного насоса ВЖ-4П; ВИП-3,0 кВт центробежных насосов ЦН-320
систем охлаждения вспомогательных механизмов и радиоэлектронной аппаратуры; ВИП-5,5
кВт центробежных насосов ЦН-319 систем охлаждения дизель-генераторов, аккумуляторных
батарей, гребного электродвигателя и охлаждения пресной воды; ВИП-25, 0 кВт главного
осушительного насоса ЦН-321; ВИП-17,5 кВт станции компрессорной автоматизированной
воздуха высокого давления СКАВ-1; ВИП-21,0кВт электроагрегатного насоса и насоса
аккумуляторной установки; ВИП-32,5 кВт машины винтовой морской холодильной МХМВ-01
(индукторный двигатель встроен без защитных оболочек во фреоно - маслянную среду).
[Темирев А.П. Разработка и создание элементов интегрированных корабельных электротехнических
систем. – Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 2005. – 546 с.]
Десять лет эксплуатации ВИП-1,1 кВт по ТКЦП. 654245.002 ТУ и сертификату № RU.B063.ОРП
02.С153-2009 ; 3,0 кВт по ТКЦП. 435231.001 ТУ и сертификату № RU.B063.ОРП 02.С152-2009;
5,5 кВт ТКЦП. 654245.004 ТУ и сертификату № RU.B063.ОРП 02.С153-2009; 25,0 кВт по
ТКЦП.654245.007 ТУ и сертификату № RU.B063.ОРП 02.С156-2009; 17,5 кВт по ТКЦП.654245.003ТУ
и сертификату № RU.B063.ОРП 02.С154-2009; 17,5(21)кВт по ТКЦП.654245.005 ТУ и сертификату
№ RU.B063.ОРП 02.С155-2009; 32,5 кВт (ИРЭП-30) по КИАР.654245.001 ТУ и сертификату
№ RU.B063.ОРП 02.С157-2009 в условиях дизель - электрической подводной лодки доказывает
преимущества ВИП перед другими типами электроприводов по надежности, живучести и
безопасности. В вентильно-индукторных электроприводах отсутствуют аварийные режимы
связанные с перегревом подшипниковых узлов и пробоем силовых электронных ключей в
силовых электронных цепях, исключеныжидкостное охлаждения (обязательное для аналогов)
за счет высокого КПД и электромеханические переключатели бортов во входных цепях
по двум сетям постоянного тока 175…320В, обеспечивается требование по малошумности
и виброактивности и надежная работа при колебаниях входного напряжения в диапазоне
175…600 В.
Впервые в мире по аналогии с блоками управления ВИП созданы и испытаны статические
преобразователи электроэнергии с прямым цифровым управлением на полный назначенный
ресурс в условиях применения на головном образце дизель - электрической подводной
лодки нового поколения. Конструкция и схемные решения статических преобразователей
энергии и агрегатов бесперебойного питания унифицированы с блоками управления ВИП.
[Темирев А.П. Теория и практика разработки судовых систем электроснабжения и бортовых
блоков управления электродвигателей. – Ростов н/Д: Изд–во Рост. ун–та, 2004. –250
с.]. В состав поставляемого оборудования на подводные лодки входят: сетевые статические
преобразователи взамен электромашинных И-ПОЕТ-15-230-50 (два входа 175…320 В/ 230
В, 50 Гц) ТКЦП.435234.0ТУ сертификат № RU.B063.ОРП 02.С158-2009. Преобразователи
для электропривода асинхронного двигателя И-ПОЕТ-5-230-50 (два входа 175…320 В/ 380
В, 50 Гц). Сетевой статический преобразователь И-ПТЕТР-5-400-50 (два входа 175…320
В /230В, 400 Гц). Источник питания системы размагничивания корпуса М-ПЗПЕТ-25-63
(два входа 175…320 В/25 А, 63 В).
Все разработки сделаны благодаря всесторонним научным исследованиям, проводимые нами,
которые приведены в следующей литературе: